В творении знаменитого витии и учителя Русской Православной Церкви святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1651-1709), которое известно под названием «Руно орошенное, или сказание о чудесах Черниговской Ильинской иконы Божией Матери», собраны 24 сказания о милостях, бывших от этого образа Царицы Небесной. Среди этих сказаний находится древняя повесть, которая и послужила основанием для написания иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Святитель Димитрий так описывает проявление благодатной силы этой иконы. Образ находился в доме одного грешника, который, несмотря на творимые им грехи, все же не утратил привычки молиться пред иконой Богоматери словами Архангельского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…» Грешны были уста, произносившие эти слова; слаба была молитва, не останавливавшая человека от темных деяний, но даже и этот самый малый светлый порыв оказался достаточным, чтобы преклонить к человеку милосердие Создателя. Вот как это случилось. Однажды, перед тем как в очередной раз идти на скверное и беззаконное дело, грешник, по своему обыкновению, обратился со словами молитвы к Божией Матери, преклонив колена пред Ее образом. Сказание не называет точно, кем был этот человек: купцом ли, который жил обманом; злым ли обидчиком убогих; грабителем ли с большой дороги, — это осталось неизвестным. Известно лишь то, что на сей раз, обратив свой взор к иконе Божией Матери, он увидел, что Богоматерь ожила, а из крестных ран сидящего у Нее на руках Богомладенца потоками течет кровь, как в свое время это было на Голгофе. Можно заметить, что икона эта написана в несколько необычном виде: лик Богомладенца суров, обе ручки Его подняты вверх. Из язв, открывшихся на Его ладонях, ногах и груди, потоками течет кровь. Владычица правой рукой указывает на это и, склонив голову, со скорбью и укором взирает на человека, стоящего на коленях, пред Ее образом. А поза грешника выражает неизъяснимый ужас и раскаяние. Святитель Димитрий в своем сказании так описывает этот момент: «Сие человек видев, паде от страха и возопи: о Госпоже, кто сия сотвори? Отвеща Богородица: ты и прочии грешницы грехами Сына Моего распинаете, яко иудеи. И рече грешник: помилуй мя, Мати Милосердная! Отвеща Богородица: Матерь Милосердия Мя нарицаете, скорби же Мя исполняете. Грешник рече: ни, Владычице, да не преодолеет моя злоба Твоея неизреченныя благодати. Ты бо еси всем грешным надежда. Умоли о мне Сына Твоего и Бога моего. Тогда Преблагословенная Матерь нача молити Господа: благоутробне Сыне Мой, любве ради Моея помяни сего грешника и прости вся дела его елико содея. И тако скончася видение». В глубоком сокрушении сердца молился этот человек пред иконою, и Божия Матерь услышала его и обратилась с молитвой о нем к Своему Сыну. Трижды молила Богородица Божественного Своего Сына о прощении этого грешника, но Господь оставался непреклонным. Наконец на Ее неотступную мольбу Он ответил Ей так: «Я исполню Твою просьбу. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы». Тогда прощеный грешник восстал от земли и с радостию сердечной припал к язвам Спасителя. Он осознал глубину своего падения, оставил беззакония и стал жить чистой и богoугодной жизнью. До конца своих дней со слезами благодарности молился он Божией Матери, по ходатайству Которой получил от Господа нечаянную радость покаяния и прощения грехов. Поэтому и образ Божией Матери с сюжетом на это событие получил название «Нечаянная Радость». Эта редкая, можно сказать, единственная в своем роде икона пробуждает в человеке утешительную веру в то, что нет такой язвы греховной, которая была бы в состоянии отвратитъ от нас милость Владычицы; и нет такого греха, который превышал бы милосердие Божие. И приходят на память слова преподобного Исаака Сирина: «Что горсть песку, брошенная в великое море, то есть грехопадение всякой плоти в сравнении с Божиим Промыслом и Божией Милостию». Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» зримо являет людям эту безбрежную любовь Христову чрез милосердное заступничество Богоматери. О Премилостивая Владычице Богородице, — поется в тропаре иконе, — подаждь нам нечаянную радость… и избави нас от всякаго зла. Образ этот напоминает православным христианам и о необходимости покаяния, и о милосердии нашего Господа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», — воспевает пророк Давид (Пс. 50, 19). А святитель Иоанн Златоуст учит: «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения». С точки зрения иконографии икона эта имеет особую композицию. Специфическая особенность ее в том, что изображение Самой Богоматери как бы отодвинуто на второй план. И хотя икона относится к иконографическому типу Одигитрии, но отличается от других канонических икон этого типа как бы неким объемным пространством, где главным является уже даже не изображение Пречистой, а ситуация: грешный человек, преклонив колена, молится пред иконой Богоматери, испрашивая прощения грехов. На этой иконе, как и на других подобных (например Покрова Божией Матери, Благовещения и др. ), иконописец пытается передатъ молитвенное состояние: грешник молится Божией Матери о прощении своих грехов, а Сама Пречистая предстоит пред Сыном Своим и молится о прошении грехов человеческих. Таким образом, иконой «Нечаянная Радость» человек вводится в особенное молитвенное состояние. Он соучаствует в молитве изображенного на иконе «человека некоего беззаконного», преклонившего колена пред образом Богоматери, но он и лично молится пред Ее образом о прощении своих грехов.
- 25 апреля 202412 апреля 2024 (по ст.ст.)ЧетвергСедмица 47-я по ПятидесятницеИкона Богородицы «Муромская»Икона Богородицы «Белыничская» Преподобномученики Мина, Давид и Иоанн ПалестинскиеПреподобный Василий Парийский, епископСвященномученик Зинон Веронийский, епископПреподобный Исаак Сирин, Сполетский (Италийский)Преподобная Анфуса Омонийская, дева, игуменияПреподобная Афанасия Эгинская, игуменияПреподобномученик Сергий Крестников, послушникПреподобномученик Давид ПалестинскийПреподобномученик Иоанн ПалестинскийПреподобномученик Мина ПалестинскийМученик ПротионСвятитель Сергий II Мануилит, патриарх КонстантинопольскийИс.65:8–16., Быт.46:1–7., Притч.23:15–24:5.
Архивы
- Апрель 2024
- Март 2024
- Февраль 2024
- Январь 2024
- Декабрь 2023
- Ноябрь 2023
- Октябрь 2023
- Сентябрь 2023
- Август 2023
- Июль 2023
- Июнь 2023
- Май 2023
- Апрель 2023
- Март 2023
- Февраль 2023
- Январь 2023
- Декабрь 2022
- Ноябрь 2022
- Октябрь 2022
- Сентябрь 2022
- Август 2022
- Июль 2022
- Июнь 2022
- Май 2022
- Апрель 2022
- Март 2022
- Январь 2022
- Декабрь 2021
- Ноябрь 2021
- Октябрь 2021
- Сентябрь 2021
- Август 2021
- Июнь 2021
- Май 2021
- Апрель 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Сентябрь 2020
- Август 2020
- Июль 2020
- Июнь 2020
- Май 2020
- Апрель 2020
- Март 2020
- Февраль 2020
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Октябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Январь 2019
- Декабрь 2018
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Май 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017